Образование -> Про аудиокниги

Мне, конечно, удаётся время от времени и фильм посмотреть, и почитать книгу. Очень хорошая форма — это аудиолитература. Аудиозапись можно слушать в машине в ходе передвижения на работу, обратно, или по каким-то другим местам профессиональной деятельности. Я сейчас слушаю лекции Ключевского по русской истории (В. В. Путин)

Вот тут в френдфиде промелькнуло где-то выражение что фоточтение (искусство сверхбыстрого чтения страницы за несколько секунд) идеально подходит для книг по менеджменту. Идеально точно сказано по-моему.

Ну и отношения с аудиокнигами у меня примерно те же самые. Я не могу слушать как дядя ровным голосом несколько часов кряду читает томик Кастанеды, или там Сэлинджера, к примеру, банально слишком медленно и тяжело воспринимается. Поэтому я слушаю в основном образовательные книжки и лекции. И вот, книги по менеджменту и прочему такому, например Брайана Трейси или Джона Вон Эйкена мне в последнее время очень по душе. Даже, пожалуй, Джон самый крутой, у него мало того, что все лекции сделаны по принципу One Hour Expert, т.е. точно знаешь, сколько тебе эту запись придется слушать, и она вполне себе форматная, “мобильная”. Да еще и говорит он это своим задорным и воодушевляющим голосом по-английски, а потом тетенька переводит это на русский. Двойная польза получается и воодушевляет, а заодно и английский подучиваешь по ходу. 

Небольшое лирическое  отступление, мне друг рассказывал, что один мужык водку берет не в 0.5л бутылках, а в “чекушках”, как он сам говорит “для мобильности”. Поллитра может разбиться, да и доза великовата для одного. А “чекушка” – на два-три раза самое оно. Вот, хорошо бы, и создатели аудиокниг следовали этому рецепту. Один-два часа по моему скромному мнению, достаточно для того чтобы изложить базовые идеи.

И чем больше слушаю я аудиокнижки, тем больше понимаю, что аудиокнига – это отдельный жанр. Недостаточно актерским голосом начитать содержимое книги, даже если она не художественная, ее надо отдельно продумывать и формировать, по своим законам жанра. Кино или спектакль по книге ведь никто не делает слово-в-слово, да и нереально это. Зато пишется детальный сценарий, прорабатываются ключевые идеи, герои обретают новые черты, и т.п. На мой взгляд именно так же и надо готовить аудиокнигу, нужен аудиосценарист, который бы вычленил ключевые моменты и максимально облегчил восприятие книги в аудио формате. В противном случае – аудиокнига обречена на убогость.

Из отечественных авторов аудиокниг, которые более-менее понимают это различие, я смог вспомнить только Глеба Архангельского и Радислава Гандапаса. Причем оба читали текст сами, за что им огромная порция уважения. Единственный момент, и, я думаю авторам это тоже ясно, – бумажную книгу надо делать отличающейся от аудио, чтобы захотелось ее все-таки прочитать, например в ней должны быть некие иллюстрации, таблицы, дополнительная информация и т.п. Или, если аудиокнига – первичный формат, т.е. бумажной книги попросту еще не написано, необходимо ее обязательно снабдить дополнительными материалами, например тот же Джон Вон Эйкен в аудиокурсах дает ссылки на “workbooks”, которые можно загрузить с сайта, распечатать и поработать с ними.

И еще, с развитием технологий, я думаю в очень ближайшем будущем у нас будут полнометражные аудио-видео книги, которые можно будет слушать и смотреть, не просто презентации, как в случае с TED, а профессиональные выступления авторов или специальных аудиовидео актеров, скомпонованные из нескольких частей, и сделанные именно с целями обучения. Мы живем в удивительное время!

З.Ы. мне, кстати, очень понравилась TED презентация с Брайаном Грином про теорию струн, впрочем, если кто сомневался, он ведь еще и актер [пруфлинк].